Участники Форума в ходе обсуждения перспектив применения положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в 2017 году и анализа правоприменительной практики контрактной системы сложившейся в 2016 году сформировали следующие рекомендации:
1) Рекомендуется в постановлении Правительства РФ № 552 от 05.06.2015 года «О порядке утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок …. для обеспечения федеральных нужд….. », постановлении Правительства № 1043 от 21.11.2013 г. «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок ….. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд…» закрепить критерии формирования заказчиками укрупненных закупок либо указать на невозможность их формирования с одновременным установлением принципа «одна закупка в плане закупок соответствует одной закупке в плане-графике».
2) Подзаконными актами о планировании закупок неоправданно расширяется сфера применения норм Закона № 44-ФЗ о сроке внесения изменений в план-график, что приводит к потере оперативности проведения закупок, для которых Законом № 44-ФЗ не предусмотрены размещения извещения в ЕИС или направление приглашения, в частности для закупок «малого объема».
Принимая во внимание, что закупки по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указываются в плане-графике отдельной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения без выделения и описания объекта закупки, то предлагается для таких закупок срок с момента внесения изменений в план-график до даты заключения контракта определить минимальный, например, один день.
3) Законом № 44-ФЗ, постановлениями Правительства РФ № 553, № 554 не урегулирован вопрос о внесении изменений в план-график в случае, когда закупка не состоялась в соответствии с частями 2, 4 - 6 статьи 55, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 19 статьи 83 Закона № 44-ФЗ. Рекомендуется предусмотреть, что в упомянутых случаях внесение изменений в план-график, размещенный в ЕИС, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
4) В связи с отсутствием возможности размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при отсутствии сведений о контракте в реестре контрактов заказчики не могут в одностороннем порядке расторгнуть контракт на закупку малого объема по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Рекомендуется изменить редакцию соответствующих норм ст. 94 по одностороннему отказу от исполнения контракта таким образом, чтобы заказчики имели возможность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов на закупку малого объема без размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
5) Рекомендуется закрепить особенности планирования, нормирования, обоснования и осуществления закупок с 2017 года государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
6) Для регламентации ограничительных мер в отношении иностранных товаров рекомендуется установить норму, согласно которой в случае не выполнения условий для применения правила «третьего лишнего» заказчикам запрещалось отклонять заявки, не содержащие документы подтверждающие страну происхождения товара.
7) Предлагаем законодательно закрепить правило согласно которому декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения в заявке (для аукциона независимо от части заявки) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
8) В подпункте в) пункта 3 и подпункте в) пункта 4 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ рекомендуем внести изменения в части уточнения субъектов контроля, осуществляемого согласно части 5 статьи 99 Закона №44-ФЗ, в связи с внесением изменений в часть 4 статьи 15 Закона №44-ФЗ. Предлагаем исключить унитарные предприятия из подпункта в) пункта 3 и подпункта в) пункта 4 указанных Правил, поскольку они с 01.01.2017 году должны будут применять Закон №44-ФЗ, а также включить в пункт 3 и 4 Правил «подпункт г» следующего содержания:
«3. Субъектами контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, являются:
г) федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона;
4. Субъектами контроля, осуществляемого финансовыми органами, являются:
г) государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации (муниципальные унитарные предприятия), осуществляющие закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона».
9) Несмотря на то, что пункт 4 части 27 статьи 99 Закона №44-ФЗ указывает на возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок органами внутреннего муниципального финансового контроля, КоАП РФ в статье 23.7 и статье 23.7.1 не дает реализовывать такую возможность. В связи с чем, предлагаем внести в пункте 4 части 27 статьи 99 Закона №44-ФЗ оговорку об отсутствии полномочия на рассмотрение дел об административных правонарушениях у органов внутреннего муниципального финансового контроля.
10) Снижение максимальной значимости нестоимостных критериев оценки заявок подаваемых на конкурс на выполнение строительных работ до 20% сводит выбор подрядчика только к ценовому критерию. При этом единственным дополнительным требованием, которым могут воспользоваться заказчики строительных работ на сумму свыше 10 млн. рублей согласно п. 2 приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 - это наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Рекомендуем компенсировать снижение значимости нестоимостных критериев возможностью установления дополнительного требования о наличии у участника закупки необходимых для выполнения работ материальных ресурсов.
11) Практика применения Закона №44-ФЗ показывает невозможность применения жесткого требования к условию о твердой цене заключаемых заказчиками контрактов на куплю-продажу электрической энергии, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (далее – коммунальные контракты), установленного частью 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ. В силу того, что цена коммунальных контрактов формируется в результате сложных расчетов, проводимых на основании тарифов, как регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, так и нерегулируемых, заказчик не может применить к таким контрактам стандартную формулу тарифного метода - умножения объема на тариф. В связи с чем, предлагаем отнести заключение коммунальных контрактов к случаям, при которых может указываться ориентировочное значение цены контракта. Правом на определение случаев при которых указывается ориентировочное значение цены контракта обладает Правительство РФ согласно ч. 2 ст. 34 Закона №44-ФЗ.